Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Советы психолога

Стресс и его влияние на здоровье старшеклассника

Обычный стресс — это универсальная реакция человека на любые внешние раздражители: смену образа жизни, конфликты, сложности, неудачи… Иными словами, это совершенно нормально. А вот хронический стресс — это большая проблема, которая не дает ребенку развиваться, нормально учиться, общаться и радоваться жизни.

Как зарождается хронический стресс?

Все начинается с чувства первичной тревоги. Оно возникает, когда ребенок на короткий срок сталкивается с раздражителем: например, впервые услышал, как ссорятся мама и папа на кухне, впервые проспал, собирался в школу как на пожар и бежал до автобуса, чтобы успеть до звонка. Первичная тревога в общем не опасна для психики ребенка и даже может играть роль развивающего тренажера: мы пережили короткий стресс, осмыслили, что это такое с нами было, запомнили состояние дискомфорта и приготовились ко второй стадии — сопротивлению.

Сопротивление начинается тогда, когда раздражитель возвращается снова и снова или его воздействие вообще не прекращается. Например, постоянный страх получить двойку по математике, напряженная атмосфера дома, мама все ругает и ругает, что ты такой неряха и у тебя вечный беспорядок, конфликты с одноклассниками… Организм ребенка уже знаком с ощущением стресса и сопротивляется всеми возможными способами. Многим родителям этот период знаком как период постоянной «войны»: «Не пойду я в школу», «Не хочу, чтобы вы ссорились», «Перестаньте меня ругать»… Именно на этом этапе организм детей начинает иногда «выдавать» первые психосоматические реакции: вялотекущие простуды, бессонницу, навязчивые движения.

Если на этом этапе источник беспокойства не исчезнет, мы рискуем перейти к ситуации хронического стресса, который грозит общим истощением. Ребенок чувствует себя все хуже, болеет все чаще, никак не может сосредоточиться, плохо учится и уже как будто не очень всему этому сопротивляется. На борьбу со стрессом у него уходят все жизненные силы, а на развитие и благополучную жизнь уже ничего не остается. К этому «букету» иногда присоединяются энурез и другие серьезные проблемы со здоровьем.

Где искать причину?   Физиологические факторы развития стресса:

  • Голод. Утром завтракать не хотелось, в школе каша была невкусная, сразу после уроков пришлось бежать на тренировку… И вот, пять часов вечера, у ребенка в желудке за весь день побывали два печенья и бутерброд. Он голоден, возможно, даже не отдает себе в этом отчета, и его желудок уже сжимается от одной мысли, что завтра будет еще один такой же день, и снова он не успеет толком ни позавтракать, ни пообедать… Комментарии излишни: распорядок нужно наладить так, чтобы ребенок был сыт в течение дня.
  • Жажда. Позаботьтесь о том, чтобы вода всегда была доступна. Давайте с собой бутылку воды на прогулки, тренировки и экскурсии.
  • Шум. Есть дети, которые особенно чувствительны к громким звукам или постоянному монотонному шуму. Даже если ваши дети сами часто бывают источником страшного шума, нужно уважать их право отдыхать, читать, делать уроки в тишине. Не включайте телевизор и постарайтесь унять шумных младших детей, пока старшие заняты умственным трудом или отдыхают после школы.
  • Кислородное голодание. На него дети жалуются реже, чем на голод и жажду, но именно перманентный недостаток кислорода часто является причиной плохого самочувствия. Следите за тем, чтобы помещение, где находится ребенок, регулярно проветривалось, ребенок выходил на свежий воздух.
  • Травмы, болезни, общая интоксикация организма. Не долеченная простуда, наличие очага воспаления, боль, сильный ушиб — все это отнимает силы, раздражает, мучает, и на восстановление после любого недомогания нужно время. Зачастую больше, чем определяет лечащий врач.
  • Физические и психоэмоциональные перегрузки. Если пришлось три часа подряд учить английский, писать по четыре контрольных на неделе, сильно выкладываться на тренировках, то нет ничего удивительного в том, что после этого у ребенка обнаруживаются признаки стресса. Обратите внимание: физические перегрузки происходят не тогда, когда ребенок много бегает или активно занимается спортом (это как раз способствует «обнулению» и выходу из состояния стресса). Больше всего нагружен ребенок, когда ему приходится долго находиться в статичных позах, не шевелиться и накапливать напряжение в теле. Чтобы расслабиться, нужно обязательно делать паузы, ограничивать нахождение в статике, делать гимнастику как для всего тела, так и для спины, шеи, пальцев и кистей рук.
  • Недостаток сна. Сон — это важно. Если приходится выбирать между сном и уроками, занятиями, другими серьезными делами — выбирайте сон.
  • Режим ограничения времени. У каждого человека есть свой внутренний темп, удобный и органичный для проживания жизни и выполнения различных задач. Некоторые дети по природе достаточно медлительны. Для них источником стресса является ситуация, когда им нужно постоянно успевать, бежать, спешить, укладываться во временные промежутки. Постарайтесь не торопить ребенка на каждом шагу: если только можно потерпеть, подождать хотя бы несколько минут,  используйте их, чтобы дать ребенку отдых от постоянных попыток попасть в ритм жизни.

Наиболее скрытые и неочевидные социально-психологические факторы развития стресса:

  • Состояние неуспеха. Детям больно, когда взрослые ими недовольны. Глубина переживаний у каждого ребенка своя, но есть и такие дети, которые просто не могут вынести, когда близкий человек демонстрирует недовольство ими. Конечно, если ребенок однажды натворил что-то из ряда вон выходящее, вы выскажете ему все, что думаете, и это будет кратковременное воздействие стресса. Но если ребенок «не вылезает» из таких ситуаций, у него развивается хронический стресс.
  • Ситуация неопределенности. Об этом факторе мы часто забываем. Детям крайне необходимы прозрачные и понятные правила: за что их похвалят, а за что отругают. Если ребенок не знает, где он будет жить через пару месяцев, не забудут ли ему пожелать спокойной ночи, будет он сыт или голоден, будут его ругать за двойку или скажут: «Ерунда, ничего страшного», — ему не на что опереться, он пребывает в постоянном нервном напряжении. Поэтому есть смысл создать более или менее единообразную систему жизни. Конечно, часть решений вы с ребенком будете принимать «по настроению», но общая канва, система понятных «можно» и «нельзя», «хорошо» и «плохо» пусть будет неизменна для всей семьи.  

Эмоциональные факторы развития стресса:

  • Травма привязанности. Если у ребенка утерян контакт с близкими взрослыми, он с любыми стрессовыми ситуациями справляется тяжелее и дольше.
  • Недостаточный эмоциональный контакт с родителями. Мы разные: кто-то более открыт, кто-то более замкнут и внешне холоден. Закрытость родителей может быть для ребенка дополнительным стрессовым фактором.   
  • Недостаточно развитый эмоциональный интеллект. Психологи и педагоги отмечают, что сейчас очень часты случаи, когда дети развиты интеллектуально, они много читают, обладают энциклопедическими знаниями, хорошо усваивают новые знания, но им сложно справляться с собственными эмоциями и понимать эмоции других.
  • Эмоциональное насилие. Это не только насмешки, издевательства, наказания, конфликты, игнорирование, отказ от контакта с ребенком, небезопасная и недостаточно дружелюбная атмосфера в классе также являются источниками хронического стресса.  
  • Экзаменационный стресс. От него никуда не деться.

 

Способы преодоления стресса

Когда ребёнок хорошо справляется со стрессом, укрепляется его психика, организм становится более устойчивым, быстрее принимает решения, менее подвержен внешним раздражителям.

  1. Выражать эмоции

Научите ребёнка распознавать свои эмоции и не бояться их показывать. Ребёнок не должен стесняться признаваться в своих чувствах, говорить, что ему страшно, обидно или больно. Так же он не должен стесняться плакать. Часто проблема может состоять в том, что ребёнок сам не знает, что чувствует. Расскажите о том, как вы справлялись с проблемами, совместно придумайте выход из ситуаций.

  1. Отвлекаться

Научите ребенка переключать внимание на что-то другое после стрессовой ситуации. Хорошо, если ребёнок посещает какие-то спортивные или творческие секции — они, как правило, способствуют снятию стресса. Предложите ему посмотреть веселый клип, позитивный фильм, пойти к друзьям или вместе езжайте на шопинг, в кино, на велосипеде, т.д.

3. Просить о помощи

Объясните ребёнку, что не зазорно попросить о помощи. Если ребёнок испытывает сложности в общении в школе, то нет ничего стыдного в том, чтобы поделиться переживаниями с родителями и вместе найти решение. Обязательно давайте ребёнку возможность высказаться, поддерживайте дружескую обстановку в семье.

4. Подготовка к стрессу

Нет сомнений в том, что каждому ребёнку придётся столкнуться со многими стрессовыми ситуациями. Вы можете помочь ребёнку подготовиться к ним. Для детей постарше это могут быть различные квесты, участие в спортивных соревнованиях, в школьных конкурсах и выставках. Дети учатся, наблюдая. Кстати, не забывайте показывать свой пример удачной борьбы со стрессом: даже если вы очень устали вечером после работы и очень разозлились на своего начальника, не нужно демонстрировать это ребёнку.

5. Помните о режиме дня и сбалансированном питании

Для борьбы со стрессом необходимо иметь запас энергии. Секрет энергичности банален и прост: ребёнок должен получать с пищей все необходимые витамины и микроэлементы, а также вовремя отдыхать, чтобы накопить энергию.

6. Как поддержать ребенка при подготовке к экзаменам

Собрать информацию о проведении экзамена, чтобы экзамен не был ни для Вас, ни для Вашего ребенка ситуацией неопределенности.

Проявлять понимание и любовь, оказывать поддержку и верить в силы ребенка.

Откажитесь от упреков, доверяя ребенку.

Если школьник хочет заниматься под музыку, не препятствуйте этому, договоритесь только, чтобы эта музыка была без слов.

Обсудите, какой учебный материал нужно повторить, составьте план подготовки.

Вместе определите «жаворонок» или «сова» выпускник. Если «жаворонок» - основная подготовка к экзамену должна проходить в первую половину дня, если «сова» - то вечером.

Проведите репетицию экзамена. Помогите исправить ошибки и обсудите, почему они возникли. Помогите правильно распределить время на выполнение заданий.

Организовать режим дня.

Во время подготовки ребенок должен регулярно делать короткие перерывы.

Обратите внимание на питание Вашего ребенка.

Создайте дома обстановку дружелюбия и уважения.

Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто кроме Вас, не сможет заметить и предотвратить ухудшение состояния ребенка.

Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых. Последние 12 часов перед экзаменом должны уйти на подготовку организма, а не на приобретение знаний.

Стресс — это часть жизни абсолютно каждого человека. Объясните ребёнку, что иногда находиться в подавленном или взвинченном состоянии — нормально, чем бы ни было это состояние вызвано. Но чтобы быть здоровым, уравновешенным и приятным в общении человеком необходимо из такого состояния уметь выходить, чтобы никому не портить настроение. И прежде всего — себе.

Внимание! Конфликт. Что следует помнить педагогу?

  1. Конструктивное решение конфликтных ситуаций — необходи­мый элемент профессиональной педагогической подготовки учителя.
  2. Всякие негуманные действия учителя вызывают противодействие.
  3. Если ученик бросил вызов учителю, значит,  у него есть на это причина.
  4. Каждая конфликтная ситуация – острый сигнал о неблагополу­чии в развитии ребенка или целого коллектива.
  5. Разумнее провести глубокое размышление при первых симптомах неблагополучия, чем начать это после серьезных проявлений конфликта.
  6. Положительные находки в работе зачастую забываются, промахи же помнятся долго, иногда всю жизнь.

Конфликт легче предотвратить, чем разрешить!

Целесообразно соблюдать следующие правила педагогического общения:

  1. Не следует за каждым отрицательным поступком школьника ви­деть только отрицательные мотивы.
  2. Необходимо тщательно готовиться к уроку, чтобы не допустить даже малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета.
  3. Школьники склонны охотнее выполнять распоряжения учите­лей при опосредованном способе воздействия.
  4. Школьника можно изменить к лучшему с помощью специаль­ных приемов оценки его личности.
  5. Хорошо организованная совместная деятельность сближает лю­дей и повышает их авторитет.
  6. Предупредительность и корректность поведения учителя снижа­ет напряжение в общении.

Профилактика конфликтов в ученическом коллективе

Можно значительно уменьшить количество конфликтов в учени­ческом коллективе, если заниматься формированием межличностных отношений в классе, организацией общения детей.

Для этого педагогам необходимо:

  • изучать и постоянно осуществлять контроль за формированием коллектива, выявлять лидеров, в том числе и негативных, постараться переориентировать их негативную направленность на позитивную;
  • определить детей с низким статусом, обычно это слабые или про­сто «другие» дети, попытаться изменить их статус посредством созда­ния для них «ситуации успеха»;
  • организовать интересную, интенсивную деятельность, обеспе­чивающую занятость детей, эмоционально насыщенные формы взаи­модействия;
  • формировать нормы и традиции коллектива, в основе которых – забота, внимание друг к другу;
  • организовать проведение игрового тренинга общения, способ­ствующего формированию взаимопонимания, выработке принципов общения в детском коллективе, коррекции взаимоотношений между детьми.

Разделы сайта