Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Родительский университет

«Жизнь семьи с ребёнком-подростком: борьба принципов или поиски компромиссов. Психологический климат в семье»

Подростковый возраст - это время проверки всех членов семьи на социальную, личностную, семейную зрелость. Он протекает бурно, с внешними и внутренними кризисами и конфликтами. Часто всю семью начинает лихорадить, обостряются супружеские конфликты, все проблемы и скрытые противоречия между членами семьи выходят наружу.

Начинается психологическое отделение подростка от родителей. Подросток может быть грубым, резким, критиковать родителей и других взрослых. Это как бы время расплаты родителей за их неверную родительскую позицию: многого не замечали в ребенке, верили в непогрешимость родительского авторитета. Происходит как бы свержение родителей с пьедестала непогрешимости. Это всегда больно, когда родитель видит себя и свои идеалы в кривом зеркале, но уже ничего не может поделать.

И тем не менее, как никогда, нужно беречь контакт со своими детьми. Перед подростками открывается вся сложность окружающего мира, в которой очень нелегко разобраться. Им нужен друг-учитель, а не моралист, нужен человек, который может понять все переживания, а не осудить, может помочь разобраться в сложной жизненной ситуации. А эти ситуации бывают куда более сложными, чем у взрослых, поскольку здесь все впервые: первая любовь, первые взрослые разговоры, первые взрослые увлечения.

Значение родительского влияния на подростка трудно переоценить, но тем не менее оно уже ограничено - им не охватываются все сферы жизни ребенка, как это было в младшем школьном возрасте. Мнение сверстников обычно более важно в вопросах, связанных с дружбой, развлечениями, молодежной модой, музыкой и т. д. Но ценностные ориентации подростка, понимание им социальных проблем зависят в первую очередь от позиции родителей.

В то же время для подростков характерно стремление к эмансипации (независимости) от близких взрослых. Нуждаясь в родительской любви, заботе, в их мнении, ребята испытывают сильное желание быть самостоятельными, равными с ними в правах. То, как сложатся отношения родителей с подростками в этот период, зависит, в первую очередь, от стиля воспитания, сложившегося в семье, от возможностей родителей перестроиться - принять своего ребенка всерьез.

Основные сложности в общении, конфликты возникают из-за родительского   контроля   за   поведением,   учебой   подростка,   его выбором друзей и т. д. Контроль может быть принципиально различным. Крайние, самые неблагоприятные для развития ребенка случаи - жесткий, тотальный контроль или почти полное его отсутствие, когда подросток оказывается безнадзорным. Существует много промежуточных вариантов:

  • родители регулярно указывают детям, что им делать;
  • ребенок   может   высказать   свое   мнение,   но   родители, принимая решение, к нему не прислушиваются;
  • ребенок  может  принимать  отдельные  решения  сам,   но должен получить одобрение родителей;
  • родители   и   ребенок   имеют   почти   равные   права   при принятии решения;
  • решения часто принимает сам ребенок;

•   ребенок сам решает, подчиняться ему родителям или нет.
Помимо  контроля,   в   семейных  отношениях  важны  ожидания

родителей, забота о ребенке, последовательность или непоследовательность требований и эмоциональная основа этих отношений - любовь, принятие ребенка или его непринятие. Остановимся на наиболее распространенных стилях семейного воспитания, определяющего особенности отношения подростка с родителями и его личностное развитие.

Демократичные родители ценят в поведении подростка и самостоятельность, и дисциплинированность. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях своей жизни; не ущемляя его прав, требуют выполнения обязанностей. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе, обычно не раздражает подростка. Он часто прислушивается к объяснениям, почему следует делать одно и не следует другого. Формирование взрослости при таких отношениях происходит без особых переживаний и конфликтов.

Авторитарные родители требуют от подростка беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов. Они жестоко контролируют все сферы жизни, причем могут делать это не корректно. Дети в таких семьях замыкаются, и их общение с родителями нарушается. Часть подростков идет на конфликт, но чаще они приспосабливаются к стилю семейных отношений и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными и менее нравственно зрелыми, чем их сверстники, пользующиеся большей свободой.

Ситуация осложняется, если высокая требовательность и контроль сочетаются с отвергающим отношением к ребенку. Здесь неизбежна полная потеря контакта. Еще более тяжелый случай равнодушные и жестокие родители. Дети из таких семей редко относятся к людям с доверием, испытывают трудности в общении, часто сами жестоки, хотя имеют сильную потребность в любви. Большинство малолетних преступников и юных бродяг пережили жестокое обращение в семье.

Сочетание безразличного родительского отношения с отсутствием контроля - гипоопека - тоже неблагоприятный вариант семейных отношений. Подросткам позволяется делать все, что им вздумается, их делами никто не интересуется. Такая вседозволенность как бы снимает с родителей ответственность за поступки детей. А подростки, как бы они ни бунтовали иногда, нуждаются в родительской поддержке, они должны видеть образец ответственного поведения, на который можно было бы ориентироваться. Неконтролируемое поведение детей становится непредсказуемым, зависимым от других, внешних влияний. Если ребенок попадает в асоциальную группу, возможны наркомания и другие формы социально неприемлемого поведения.

Родительская любовь - необходимое, но не достаточное условие благополучного развития подростка. Гиперопека -излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, - приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками. К гиперопеке обычно склонны мамы, одни воспитывающие детей и видящие в этом единственный смысл своей жизни. Отношения, складывающиеся по принципу «жить для ребенка», излишняя близость становятся тормозом на пути личностного роста обоих - и подростка, и его мамы.

Трудности другого рода возникают при высоких ожиданиях родителей, оправдать которые ребенок не в состоянии. Типичные ситуации: от ребенка требуют блестящих успехов в школе или проявления каких-либо талантов; ребенок как единственный близкий для матери человек должен всегда быть рядом; сын неудачника-отца должен идти его путем и реализовать мечты 20-летней давности. С родителями, имеющими неадекватные ожидания, в подростковом возрасте обычно утрачивается духовная близость. Подросток хочет сам решать, что ему нужно, и бунтует, отвергая чужие ему требования. Если же ему навязывается повышенная моральная ответственность, может развиться невроз.

Конфликты возникают при отношении родителей к подростку как к маленькому ребенку и при непоследовательности требований, когда от    него     ожидается     то     детское     послушание,     то     взрослая самостоятельность.    Вообще    противоречивое    воспитание    плохо сказывается на семейных отношениях.

Психологический контакт, близкие отношения с подростком нужны не только для того, чтобы быть уверенным в том, что он не станет на скользкий путь, но и для того, чтобы помочь ему преодолеть душевный кризис. Только будучи внимательными к чувствам, переживаниям, к внутреннему миру своих детей, мы можем рассчитывать на то, что они будут так же внимательны и отзывчивы к нашим проблемам и проблемам других людей. Говорите с детьми так, как бы Вы хотели, чтобы они говорили с Вами. Посмотрите на себя их глазами и ответьте на эти вопросы:

  1. Какой меня видит мой сын или дочь?
  2. Чувствует ли он, что я его люблю?
  3. Считает ли он, что я его понимаю?
  4. Есть   ли   у   него   основания   считать   меня   справедливым человеком, добрым, отзывчивым?
  5. Нравится ли ему, как я с ним говорю?
  6. Хотел бы я, чтобы он так говорил со мной, как я с ним?
  7. Если я, когда мы ссоримся, чувствую обиду, злость, тол что он чувствует ко мне?
  8. Хотел бы я, чтобы меня сейчас воспитывали так, как я его?
  9. Каких тем я избегаю в разговоре с ним?
  10. Чувствует ли он себя одиноким, непонятым?
  11. От чего он страдает, знаю ли я об этих страданиях или даже не догадываюсь?
  12. Есть ли у нас с ним хотя бы одно занятие, которым мы оба занимаемся с удовольствием?

 

Культура семейного общения

        Счастливая семья, в которой созданы нравственно ценные взаимоотношения между взрослыми, взрослыми и детьми. Семья для ребенка – первое и основное звено, которое связывает его жизнь с общественной средой. И это очень важно. Общественные интересы взрослых, отношение к труду, доброе отношение к людям – залог того, что ребенок уже в раннем детстве начинает приобщаться к целям, идеалам нашего общества; стремится дома и в детском саду следовать тем нормам поведения, правилам взаимоотношений, которые усваивает от взрослых. Поэтому для современной семьи очень актуальна проблема культуры общения в семье.

         Существует два противоположных стиля семейного воспитания: авторитарный и демократический. Авторитарный стиль характеризуется властностью родителей, чаще отца. Родители требуют беспрекословного подчинения и выполнения требований. Взрослые мало считаются с индивидуальностью ребенка, с его возрастными особенностями, интересами и желаниями. Слепое послушание детей в таких семьях часто основано на опасении быть наказанным; а в старшем возрасте дети в таких семьях часто вступают в конфликты с родителями, отдаляются от семьи. У детей в таких семьях очень слабо развита самостоятельность, инициатива, творческое начало.

         При демократическом стиле взаимоотношения между всеми членами семьи характеризуются взаимной любовью и уважением, вниманием и заботой взрослых и детей друг о друге. В таких семьях уже с раннего возраста дети приобщаются к жизни семьи, ее нуждам и заботам. Родители стараются лучше познать своих детей, выяснить причины их хороших и дурных поступков. Предъявляя требования к ребенку, взрослые обращаются к чувствам и сознанию ребенка, поощряют инициативу. Вместе с тем, дети знают слова «надо», «можно», «нельзя». При этом родители пользуются авторитетом у детей. Наказания в таких семьях обычно не применяются – достаточно порицания или огорчения родителей.

         Следует заметить, однако, что демократических стиль общения в семье не дает нужного эффекта, если будут нарушаться важные педагогические принципы, если родители не последовательны в требованиях, их подходы не едины.

         Разговаривая с детьми, общаясь с ними, убеждаешься, как заметно влияет семейная обстановка на личность ребенка, на его умственное, нравственное, эстетическое развитие. Дети необычайно восприимчивые, очень эмоциональны, склонны к подражанию. При этом они далеко не всегда могут разобраться в том, что хорошо, что плохо. Родители должны заботиться о культуре повседневных взаимоотношений, быть образцом для подражания. Некоторые родители жалуются на занятость и нехватку времени для общения с детьми. Но «для воспитания нужно небольшое время, а разумное использование малого времени» - говорил А.С. Макаренко. Родители постоянно воспитывают своих детей: в выходные дни и в праздничные дни, при сборах в детский сад, по дороге домой, по вечерам. Чуткость, внимание, доверительный тон вызывают у малышей ответное желание поделиться своими радостями и переживаниями. Чем богаче, содержательнее общение взрослых и детей, тем более положительным оказывается педагогическое воздействие взрослых.

         Конечно же, очень не просто выработать правильный стиль внутрисемейных отношений. Каждая семья накапливает свой опыт воспитания, вырабатывает свой взгляд на его цели, конкретное содержание и способы реализации. Таким образом, семья фактически создает свою культуру общения.

         К сожалению, владеть культурой общения и отношений удается далеко не всем и не всегда. Нередко родители критикуют друг друга в присутствии родственников, друзей и – главное – детей. При этом они уверены, что ведут себя правильно. Но в действительности такое поведение приводит к противоположному: накапливаются обиды, отрицательные чувства к друг другу, разрушаются эмоциональная близость и контакт. Вот почему так важно помнить о том, что А.С. Макаренко называл «общим тоном семьи». Такой «тон семьи» действует на ребенка независимо от родителей, а подчас даже вопреки им. «Ваше собственное поведение – самая решающая вещь» - говорил А.С. Макаренко. «Вы воспитываете своего ребенка в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома».

         Анализируя разные стили общения в семье, хотелось бы предостеречь родителей от некоторых ошибок, к которым ведет неправильный стиль общения в семье. Несколько видов ложного авторитета, которые встречаются в современных семьях:

         - «Авторитет любви» - родители захваливают ребенка, демонстрируя ему свои чувства. Обстановка изнеженности, слепой любви, преклонения, угождения, наряду с постоянной тревогой за жизнь и здоровье ребенка создает в семье эгоиста, который, подрастая, ни с кем не считается.

         - «Авторитет доброты»  - родители все разрешают ребенку. Малыш живет в атмосфере всепрощенчества, исполнения его любой прихоти, каприза. Дети командуют родителями, требуя недозволенного. В результате вырастает баловень, предъявляющий непомерные претензии, не признающий никаких авторитетов.

         - «Авторитет подавления» -  при котором складывается авторитарный стиль внутрисемейных отношений. При непослушании, сопротивлении ребенка родители в таких семьях часто раздражаются, кричат, детей часто наказывают, вырастают в таких семьях безвольные, замкнутые дети.

         - «Авторитет педантизма» - в таких семьях родители стремятся сохранить дистанцию между собой и ребенком, любят читать нотации и нравоучения. С ребенком не считаются, мнения его никогда не спрашивают. В такой обстановке ребенок или пассивно подчиняется, или начинает протестовать, капризничать. В результате вырастает безвольный, безынициативный, несамостоятельный человек с неуживчивым характером.

         - «Авторитет подкупа» - послушание детей и хорошее отношение к себе родители, сами того не замечая, «покупают» у ребенка с помощью подарков, бесконечных обещаний. «Будешь хорошо себя вести, тогда куплю …» - часто слышим мы в разговорах родителей с детьми. В таких семьях дети вырастают эгоистами. Они все и всегда будут делать только с выгодой для себя.

         Как сложно выбрать тот единственно правильный путь общения в семье, который поможет установить с ребенком спокойные, доверительные отношения, деловые и эмоциональные контакты. Овладеть необходимыми методами и приемами в воспитании детей помогут консультации специалистов, а также чтение специально подобранной научно-популярной и художественной литературы.

 

                       Консультация для родителей

               «Ребенок и компьютер. Вред и польза»

В наше время компьютеры так глубоко проникли во все сферы нашей жизни, что жизнь без этой умной машины сложно себе представить. Наши дети родились и растут в мире, где компьютер - такая же привычная вещь, как телевизоры, автомобили, электрическое освещение.

Развивающая функция компьютера.

Подходящие по возрасту развивающие игры или даже просто взятые из Интернета картинки способны расширить кругозор ребёнка и в игровой форме дать ему необходимые знания. Использовать компьютер в обучающих целях можно уже с 1, 5 лет, когда ребенок проявляет активный интерес не только к окружающим его предметам, но и к изображениям, которые он видит в книжках. Разглядывая вместе иллюстрации с изображением животных, можно привлечь компьютер и Интернет в качестве дополнительного наглядного пособия. Ребенку будет интересно взглянуть на разнообразные изображения и фотографии слона или жирафа, а также узнать какими разными могут быть машинки и поезда.

Положительное влияние компьютера на ребёнка.

Компьютерные игры развивают у ребенка:

• быстроту реакции

• мелкую моторику рук

• визуальное восприятие объектов

• память и внимание

• логическое мышление

• зрительно-моторную координацию

Компьютерные игры учат ребенка:

• классифицировать и обобщать

• аналитически мыслить в нестандартной ситуации

• добиваться своей цели

• совершенствовать интеллектуальные навыки

Играя в компьютерные игры, ребенок попадает в волшебную сказку, где существует свой мир. Этот мир так похож на настоящий! Когда герои компьютерной игры предлагают малышу починить стену домика (правильно сложив пазл) или расположить цифры по порядку, чтобы добраться до сокровищ, дети ощущают свою значимость. А если в конце задания ему говорят «молодец, ты справился отлично», это вызывает у ребенка восторг!

Прекрасно нарисованные, веселые и добрые детские компьютерные игры несут в себе много интересного, умного, забавного и полностью направлены на то, чтобы малыши развивали и совершенствовали свои знания. А удобное и понятное управление и выполненное профессиональными актерами озвучивание сделают каждую игру настоящим праздником.

Отрицательное влияние компьютера на ребёнка.

Самый большой вред компьютера в том же, в чём и его достоинство - в его бесконечной увлекательности. Вред компьютер приносит в том случае, когда дети не соблюдают простые правила, предназначенные для того, чтобы свести к минимуму дурное влияние компьютера на своё здоровье (не испортить зрение, не искривить позвоночник, не впасть в психологическую зависимость от электронной игрушки):

• Дети, увлеченные компьютером, не замечают утомления и усталости глаз, они могут очень сильно их перегрузить. Тем более, если ребенок играет в компьютер, а не занимается какой-то обучающей программой. Поэтому, чтобы сохранить своему ребенку хорошее зрение, всегда контролируйте, сколько времени он проводит перед экраном.

• Растущий организм, нуждается в движении. Из-за длительного неподвижного состояния ухудшается самочувствие ребенка, происходят сбои в организме, это чревато развитием гиподинамии.

• Когда ребенок много играет в компьютерные игры, это сопровождается эмоциональным напряжением, что так же не проходит бесследно. В результате, просидев весь день перед компьютером, ребенок к вечеру приходит в возбужденное и раздраженное состояние, становится агрессивен и не управляем, а ночью плохо спит.

• С компьютером дети, как правило, общаются один на один, что не способствует развитию навыков общения и игре в коллективе.

• Происходит падение умственных способностей. Ученые обнаружили, что компьютерные игры стимулируют лишь те участки головного мозга, которые отвечают за зрение и движение, но не способствуют развитию других важных его участков. Игры останавливают развитие лобных долей мозга, которые отвечают за поведение человека, тренировку памяти, эмоции и обучение.

Ограничения на использование компьютера.

Главная задача родителей — контролировать время, которое ребенок сидит за компьютером.

Средние ограничения по времени занятий для детского возраста приблизительно таковы:

- в три–четыре года ребенок может находиться у компьютера от 15 до 25 минут;

- в пять–шесть лет – от 20 до 35 минут;

- в семь–восемь лет – от 40 до 60 минут.

• Усаживать ребенка за компьютер нужно так, чтобы расстояние между монитором и глазами малыша составляло 40-50 сантиметров.

• Вечером следует вообще ограничивать работу ребенка за компьютером, особенно нельзя позволять играть в динамичные игры – эмоциональное напряжение во время их может негативно сказаться на сне.

• Каждые 20 минут ваш ребенок должен оторвать глаз от компьютера и посмотреть на объект, удаленный от него, по меньшей мере, на 20 метров, по крайней мере, 10 секунд.

• Источник света должен быть слева от монитора.

• Спина и ноги ребенка должны иметь опору.

  • Компьютерные уроки для дошкольников не должны превышать 15 минут, для младших школьников 20-ти минут.

• Обязательно формируйте у ребёнка правильное отношение к компьютеру. И словом и действием приучайте его, что компьютер – рабочая машина, и использовать его можно только для учебы или работы.

  • Родителям также не следует забывать о других правилах, сохраняющих здоровье: занятия за компьютером нужно чередовать с подвижными играми или физическими упражнениями, а компьютерные игры, требующие быстрой мышечной и зрительной реакции, – с более спокойными (головоломками и логическими играми).

Если родители смогут подойти к обучению ребенка за компьютером ответственно, оно станет для него полезным и безопасным!

 

Эмоциональный мир ребёнка. Его значение и пути развития

Часто многие люди, в том числе и дети, имея всё из желаемого, страдают. Бывает, что ребёнок, имеющий абсолютно всё, завидует другому, который хуже одет, менее сыт. Почему?

Ответ прост: мало человеку лишь удовлетворения его естественных потребностей. Ему нужно, чтобы его понимали и признавали, чтобы он чувствовал себя необходимым, чтобы у него был оценённый окружающими успех, чтобы он мог реализовать свои возможности, научился уважать себя.

Благодаря чему ребёнок может быть счастлив?

Прежде всего его счастье зависит от той психологической среды, в которой он живёт и растёт.

Особого внимания заслуживает эмоциональный мир ребенка как наиболее чувствительный и зависимый от окружения. От эмоций, которые чаще всего переживает и обнаруживает ребенок, зависит успех его взаимодействия с окружающими, успех его социального развития, социализации.

Эмоции влияют на ход разных психических процессов:

  • восприятия,
  • памяти,
  • воображения,
  • мышления,
  • предопределяют формирование определенных черт характера личности.

Упрощённо эмоции можно разделить на две группы: позитивные и негативные.

Позитивные эмоции повышают активность, энергию, жизнедеятельность, вызывают подъем, бодрость благодаря усилению работы сердечной системы, повышению темпа и глубины дыхания.

Негативные эмоции снижают активность, угнетают жизнедеятельность (эти эмоции могут стимулировать развитие неврозов, разрушать здоровье детей).

Негативные эмоции:

  • эмоции разрушения: гнев, злоба, агрессия
  • эмоции страдания: боль, страх, обида.

Как, не желая того, родители могут формировать у детей отрицательные эмоции? Родители, которые при детях высказывают свои тревоги, сомнения, чаще всего сами порождают у детей страх за них и непосредственно - страх перед школой, создают иллюзию неуверенности.

Неуверенные в себе родители могут создать у ребенка впечатления, что они боятся разлуки и нуждаются в его постоянном присутствии. Их подсознательное стремление вечно цепляться за ребенка отбивает у него желание проявлять независимость и настойчивость.

Впечатлительные дети болезненно переживают унижение, оскорбление, обиду, продолжительное время возвращаются мысленно к неприятным событиям, которые вызвали отрицательные эмоции. Они неспособны быстро переключиться на новые цели. Эти дети долго помнят страх, оскорбление, несправедливость.

Беспомощность у таких проявляется главным образом во взаимоотношениях с ровесниками:

  • ребенок не может защитить себя, дать ответ на агрессивное поведение других детей;
  • ребенок находится в постоянном конфликте с одноклассниками.

Способы формирования у детей положительных эмоций

  1. Признанием и поощрением ребенка:
  • выражение доверия, например, поручения какого-нибудь ответственного дела, предоставление определенных свобод;
  • устная похвала, публичное признание положительных изменений;
  • забота о том, чтобы у ребенка появились определенные успехи.
  1. При общении с детьми не следует употреблять такие, например, выражения:
    1. При общении с детьми желательно употребление следующих выражений:
  • Я тысячу раз говорил тебе, что...
  • Сколько раз надо повторять...
  • О чем ты только думаешь...
  • Неужели тебе трудно запомнить, что...
  • Ты становишься...
  • Ты такой же, как...
  • Отстань, некогда мне...
  • Почему Лена (Настя, Вася и т. д.) такая, а ты - нет...
  • Ты у меня самый умный (красивый и т. д.).
  • Как хорошо, что у меня есть ты.
  • Ты у меня молодец.
  • Я тебя очень люблю.

Как ты хорошо это сделал, научи меня.

  • Спасибо тебе, я тебе очень благодарна.
  • Если бы не ты, я бы никогда с этим не справился.

Постарайтесь использовать перечисленные желательные выражения как можно чаще.

  1. Советы родителям.
  • Безусловно принимайте своего ребенка.
  • Активно слушайте его переживания, мнения.
  • Не разговаривайте с ним с равнодушным и безразличным лицом,
  • Как можно чаще общайтесь с ним, занимайтесь, читайте, играйте.
  • Не вмешивайтесь в его занятия, которые ему по плечу.
  • Помогайте, когда просит.
  • Поддерживайте и отмечайте его успехи.
  • Рассказывайте о своих проблемах, делитесь своими чувствами.
  • Разрешайте конфликты мирно.
  • Используйте в общении фразы, вызывающие положительные эмоции.
  • От повторяющихся знаков одобрения, любви и принятия у ребёнка складывается ощущение: «со мной всё в порядке, я - хороший». Даже требования, которые вы предъявляете, должны быть наполнены любовью и надеждой.
  • Наказывая, оставайтесь рядом с ребёнком, не избегайте общения с ним, но не гладьте по голове после серьёзного разговора.
  • Научитесь слушать своего ребёнка и в радости, и в горести.
  • Станьте для своего ребёнка примером для подражания.
  • Обнимайте и целуйте своего ребёнка в любом возрасте.
  • Заводите красивые и добрые ритуалы общения, которые сделают вашу жизнь теплее и радостнее.

5. Ритуалы, которые нравятся детям.

  • Перед уходом в школу получить объятие родителей и напутственное слово или жест.
  • Придя из школы, рассказать о своих удачах и проблемах и получить слово поддержки и участия.
  • В выходной день обсудить прожитую неделю и её значение для детей и родителей.
  • На ночь послушать сказку и быть заботливо укрытым.
  • В свой день рождения получать сюрпризы и устраивать их для других членов семьи.
  • Вместе с мамой готовиться к празднику и печь красивый торт.
  • Посидеть с мамой и папой, взявшись за руки, во время своей болезни и попросить у них любимую еду или что-то такое, чего очень давно хотелось.

УСПЕХОВ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ!!!

 

 

План работы

Родительского университета

ГУО «Каменнолавская средняя школа Шкловского района»

на 2024/2025 учебный год 

Цель Родительского университета – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства.

Основные задачи Родительского университета:

-формирование ценностно-смысловых основ родительства;¾ актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;

-формирование и развитие психолого-педагогических¾ компетенций родителей в области семейного воспитания (формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;

-обеспечение целенаправленной работы по профилактике¾ семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;

-организация эффективного сотрудничества и партнерства¾ родителей обучающихся и учреждения образования

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

I ступень – «Мой ребенок – младший школьник»

п/п

Темы занятий, перечень изучаемых вопросов

Формы проведения

Сроки проведения

Ответственные

 

Место поведения

1-ый класс

 

1

Тема 1. Адаптация учащихся в 1-м классе.

Физиологическая, психологическая и социальная адаптация обучающихся к школе.

Лекция

Сентябрь

Маськова А.В.

Каб.2

2

Тема 2. Режим дня школьника. 

Воспитание самостоятельности и организованности у первоклассника.

Мастер-класс

Ноябрь

 

Маськова А.В.

Каб.2

3

Тема 3. Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка.

Значение примера родителей в воспитании ребенка. 

Форум

Январь

 Маськова А.В.

Каб.2

4

Тема 4. Положительные эмоции в жизни школьника.

Рекомендации родителям по развитию положительных эмоций ребенка

Занятие с элементами тренинга

Апрель

Маськова А.В.

Каб.2

2-ой класс

 

1

Тема 1. Как родители могут помочь ребенку учиться. 

Соблюдение режима дня – важное условие успешной учёбы ребенка. Контроль родителей за выполнением домашних заданий школьников.

Семинар-практикум

Ноябрь

Киселёва С.С.

Каб.4

2

Тема 2. Главные правила здорового образа жизни.

 Основные правила здорового образа жизни: рациональное питание, двигательная активность, положительные эмоции.

Круглый стол

Декабрь

 

 

 

Киселёва С.С

 

 

 

Каб.4

3

Тема 3. Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка.

Семейное благополучие и семейное неблагополучие. Факторы, причины и индикаторы семейного неблагополучия. Семьи со скрытой формой неблагополучия.

Лекция

Февраль

 

 

Киселёва С.С

 

 

 

Каб.4

4

Тема 4. Трудовое воспитание детей в семье.

Воспитание в труде. Как научить современного ребенка трудиться

Дискуссия

Май

 

Киселёва С.С

 

Каб.4

3-ий класс

 

1

Тема 1. Значение школьной отметки в жизни ребёнка. Критерии оценки. Влияние оценки на самооценку учащихся. Рекомендации родителям по формированию у ребенка навыков самоконтроля, умения работать самостоятельно, воспитания интереса к знаниям

Беседа

 

 

Октябрь

Холодкова К.М.

Каб.3

2

Тема 2. Психологические и физиологические особенности третьеклассников. Специфика развития восприятия, внимания, памяти, мышления у младших школьников. Самооценка младших школьников

Лекция

 

Декабрь  

 Холодкова К.М

Каб.3

3

Тема 3. Здоровая семья – здоровый ребенок.

Формирование умений и навыков здорового образа жизни. Спорт в жизни родителей и детей. Основные правила здорового образа жизни

Практикум

 

Февраль

Холодкова К.М

Каб.3

4

Тема 4. Эффективное общение в семье – залог успеха школьника.

Сущность семейного общения. Влияние общения родителей с детьми на их полноценное развитие. Создание в семье атмосферы защищенности, тепла и любви

Занятие с элементами тренинга

Апрель

 

Холодкова К.М 

Каб.3

4-ый класс

 

1

Тема 1. Ребенок и компьютер.

Компьютер дома: польза или вред? Компьютерные игры. Влияние компьютера на организм и личность ребенка. Плюсы и минусы использования компьютера школьником. Как правильно организовать работу школьника за компьютером.

Круглый стол

Сентябрь

 

Дмитриева Ю.В.

Каб.1

2

Тема 2. Как научить своего ребенка жить в мире людей. Воспитание культуры поведения и уважения к людям у учащихся. Формирование правил поведения и хороших манер. 

Круглый стол

 Ноябрь

Дмитриева Ю.В.

Каб.1

3

Тема 3. Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов.

Познавательная рефлексия: способность осознать причины учебных неудач и успехов. Формирование произвольности познавательных процессов: внимания, памяти.

 

Лекция

Январь

Дмитриева Ю.В.

Каб.1

4

Тема 4. Книги в жизни школьника.

Отношение ребенка к учебной и художественной литературе. Как сохранить любовь к книге при информационной перегрузке в современном мире

Дискуссия

Март

Дмитриева Ю.В.

Каб.1

 

ІІ СТУПЕНЬ – «МОЙ РЕБЕНОК – ПОДРОСТОК» 

для родителей учащихся 5 – 9 классов

п/п

Темы занятий, перечень изучаемых вопросов

Формы

проведения

Сроки проведения

Ответственные

 Место проведения

5-ый класс

 

1

Тема 1. Адаптация ребенка  коллективе.

Формирование нового учебного коллектива 5 класса. Адаптация ребенка в новой среде. Трудности адаптации пятиклассников к школе

Семинар-практикум

Сентябрь

Николаева Н.М.

Каб.11

2

Тема 2. Ребенок среди сверстников

Детский коллектив и его значение в развитии личности школьника. Проблемы лидерства. Как помочь ребенку в налаживании отношений со сверстниками

 

Семинар-практикум

Ноябрь

Николаева Н.М.

Каб.11

3

Тема 3. Ваш ребенок вырос.

Особенности младшего подросткового возраста. Физическое, психическое и социальное развитие младших подростков. Общение подростков со сверстниками и взрослыми.

Лекция

Январь

Николаева Н.М.

Каб.11

4

Тема 4. Меры наказания и поощрения в современной семье.

Вопросы дисциплины в семье с младшими подростками. Как стать подростку другом без потери родительского авторитета

Дискуссия

Март

Николаева Н.М.

Каб.11

6-ой класс

 

1

Тема 1. Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи.

Ребенок и удовлетворение его потребностей в семье. Проблемы нравственного воспитания детей в семье. Ценности семьи как основа воспитания ребенка

Беседа

Октябрь

Шелкова Н.П.

Каб.7

2

Тема 2. Профилактика проблемного поведения подростков.

Отклоняющееся поведение подростков.  Причины зависимого поведения. Профилактика зависимостей в подростковой среде. Роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения подростков.

Лекция

Декабрь

Шелкова Н.П.

Каб.7

3

Тема 3. Безопасность подростков в сети Интернет.

Виртуальная реальность: возможности и опасности. Основные правила медиабезопасности для родителей и подростков. Профилактика интернет-рисков. Как уберечь ребенка от опасностей в социальных сетях

Семинар-практикум

Февраль

Шелкова Н.П.

Каб.7

4

Тема 4. Организация летнего отдыха подростков.

Правила безопасного поведения летом. Опасности свободного времяпровождения подростков. Рекомендации родителям по обеспечению безопасности детей в летний период

Беседа

Апрель

Шелкова Н.П.

Каб.7

7- ой класс

 

1

Тема 1. Психологические и физиологические особенности семиклассников.

Возрастные особенности 13-14-летних подростков. Специфика развития внимания, памяти, мышления. Половое созревание. Здоровье школьника и его успехи в учёбе

Лекция

 

 

 

 

Сентябрь

Брикина Е.Н.

Каб.12

2

Тема 2. Как повысить учебную мотивацию подростков. Отношение подростков к обучению. Потеря интереса к учебе у подростков – что делать и как избежать. Причины снижения учебной мотивации в подростковом возрасте. Как заинтересовать подростка обучением? Мотивация на успех

 

Семинар-практикум

 

 

Ноябрь

Брикина Е.Н. 

Каб.12

3

Тема 3. Профилактика  сексуального насилия (преступления против половой неприкосновенности  в отношении несовершеннолетних) 

Занятие с элементами тренинга

 

 

 

Январь

Брикина Е.Н.

Каб.12

4

Тема 4. Профилактика правонарушений подростков.

Противоправное поведение несовершеннолетних. Факторы и причины правонарушений. Подростки «группы риска»

        

Беседа 

 

 

 

 

 

Март

Брикина Е.Н.

Каб.12

8-ой класс

 

1

Тема 1. Жизненные цели  подростков.

Цели подросткового периода. Постановка целей и их достижение.Успеваемость в школе как один из факторов успешного достижения целей

Беседа

Ноябрь

Рыженкова Ю.М.

Каб.9

2

Тема 2. Осторожно, суицид

лекция

Январь

Рыженкова Ю.М.

Каб.9

3

Тема 3. Осторожно: суицид.

Суицид среди несовершеннолетних. Виды и причины. Мотивы суицидального поведения у подростков. Индикаторы суицидального риска.

Профилактика суицидального поведения

Семинар-практикум

Март

Рыженкова Ю.М. 

Каб.9

4

Тема 4. Культура поведения в конфликтных ситуациях.

Понятие «конфликт». Супружеские ссоры и конфликты.

Семейные конфликты в диаде «родители-дети», причины их возникновения.

Школьные конфликты. Культура поведения взрослых и детей при возникновении школьных конфликтов

Семинар-практикум

Май

Рыженкова Ю.М

Каб.9

9-ый класс

 

1

Тема 1. Портрет современного подростка.

Индивидуальные особенности подростка и характерные возрастные черты. Ключевые переживания возраста. Личностные особенности и особенности общения. Возможные проблемы, внешние и внутренние конфликты, отношение к учебе

Семинар-практикум

Сентябрь

Метелкина Е.А.

Каб.6

 

2

Тема 2. Половое воспитание и профилактика сексуального насилия среди подостков

Занятие с элементами тренинга

Декабрь

Метелкина Е.А.

Каб.6

3

Тема 3. Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять.

Подростковый возраст как фактор риска для возникновения вредных привычек и зависимостей. Формирование у подростков потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своё здоровье. Профилактика вредных привычек

Беседа

Февраль

Метелкина Е.А.

Каб.6

4

Тема 4. Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию?

Влияние семьи на выбор профессии подростком. Как родители могут поддержать ребенка при выборе профессии? 

Семинар-практикум

Апрель

Метелкина Е.А.

Каб.6

 

ІІІ СТУПЕНЬ – «МОЙ РЕБЕНОК-СТАРШЕКЛАССНИК» 

для родителей учащихся 10 – 11 классов 

п/п

Темы занятий, перечень изучаемых вопросов

Формы проведения

Сроки

проведения

Ответственные

 Место проведения

10-ый класс

 

1

Тема 1. Здоровье - это жизнь.

Гиподинамия – проблема современных молодых людей. Стресс и его влияние на здоровье. Вредные привычки.Сохранение здоровья и правила здорового образа жизни. Режим дня.

Лекция

Сентябрь

 

Скриганова В.В.

Каб.5

2

Тема 2. Осторожно, суицид

Семинар- практикум

Декабрь

 Скриганова В.В.

Каб.5

3

Тема 3. Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек.

Репродуктивное здоровье юношей и девушек. Условия сохранения репродуктивного здоровья.

Отношения между юношами и девушками, любовь и сексуальные отношения.

Лекция

Февраль

Скриганова В.В.

Каб.5

4

Тема 4. Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе?

Влияние застенчивости и неуверенности на учебные успехи старшеклассника. Пути преодоления застенчивости и неуверенности старшеклассника дома и в школе

Дискуссия

Апрель  

Скриганова В.В.

Каб.5

11-ый класс

 

1

Тема 1. Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении?

Определение профессиональных склонностей и способностей старшеклассников. Роль родителей в процессе выбора профессии и самоопределении старшеклассника. Приоритеты старшеклассников в выборе профессии.

Беседа

 

Ноябрь

Кулешова Т.Ф.

Каб.8

2

Тема 2. Как уберечь ребенка от зависимостей?

Зависимое поведение, его причины, факторы риска.

 Интернет-зависимость. Пути профилактики и преодоления: памятка для родителей

Лекция

Январь

 Кулешова Т.Ф.

Каб.8

3

Тема 3. Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни.

Воспитание старшеклассника как будущего семьянина. Формирование осознанного отношения к вступлению в брак и будущей семейной жизни. Формирование ценностного отношения к родительству, рождению и воспитанию детей.

Роль семейных взаимоотношений и традиций в подготовке старшеклассников к семейной жизни

Дискуссия

Март

Кулешова Т.Ф.

Каб.8

4

Тема 4. Как помочь ребёнку в период подготовки к экзаменам?

Профилактика экзаменационного стресса. Факторы, усиливающие и снижающие тревогу.

Сотрудничество родителей и педагогов в период подготовки старшеклассников к экзаменам. Режим учебного труда и отдыха в экзаменационный период

Семинар-практикум

Май

Кулешова Т.Ф.

Каб.8

ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ

на 2024/2025 учебный год

для родителей учащихся I-IV классов

п/п

Темы консультаций для родителей

Сроки проведения

Ответственные

1

Развитие памяти и внимания младших школьников

сентябрь

Киселёва С.С.

2

Поощрение и наказание детей в семье

октябрь

Холодкова К.М.

3

Профилактика жестокого обращения с детьми

Микроклимат в семье и воспитание ребёнка

ноябрь

Дмитриева Ю.В.

4

Конфликтные ситуации между родителем и ребенком: как услышать ребенка?

декабрь

Маськова А.В.

5

Игра и труд в жизни детей младшего школьного возраста

январь

Киселёва С.С.

6

Как привить ребенку любовь к чтению?

февраль

Холодкова К.М.

7

Интеллектуальное развитие ребенка

Значение памяти и внимания в интеллектуальном развитии детей

март

Дмитриева Ю.В.

8

Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребёнка

апрель

Маськова А.В.

9

Организация свободного времени детей в период летних каникул

май

Чепик В.П.

ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ

на 2024/2025 учебный год

для родителей учащихся V-IX классов

п/п

Темы консультаций для родителей

 

Ответственные

1

Межличностное общение подростков

сентябрь

Николаева Н.М.

2

Трудности переходного возраста

октябрь

Брикина Е.Н.

3

Как предупредить употребление подростками психоактивных веществ?

ноябрь

Рыженкова Ю.М.

4

Подростковый возраст: проблемы полового созревания

декабрь

Метёлкина Е.А.

5

Трудности общения. Конфликты между подростками, основные причины конфликтов Любовь и дружба в подростковом возрасте

январь

Шелкова Н.П.

6

Подросток в социальных сетях: что делать?

февраль

Брикина Е.Н.

7

Формирование правосознания и ответственности подростка за свои поступки. Самооценка поведения

март

Рыженкова Ю.М.

8

Как помочь подростку в выборе профессии?

апрель

Метёлкина Е.А.

9

Ответственное родительство – залог благополучия семьи

май

Шелкова Н.П.

 ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ

на 2024/2025 учебный год

для родителей учащихся X-IX классов

п/п

Темы консультаций для родителей

 

Ответственные

11

Самовоспитание старшеклассников как условие нравственного воспитания.

сентябрь

Кулешова Т.Ф.

2

Формирование семейно-брачных ценностей старшеклассников

октябрь

Шелкова Н.П.

3

Воспитание нравственного идеала, духовного мира старшеклассников.

ноябрь

Скриганова В.В.

4

Организация досуга старшеклассников.

декабрь

Кулешова Т.Ф.

5

Трудности личностного роста и их влияние на обучение.

январь

Дмитриева Ю.В.

6

Роль театра, кино и телевидения в формировании эстетических идеалов у старшеклассников.

февраль

Скриганова В.В.

7

Закон и ответственность несовершеннолетних.

март

Кулешова Т.Ф.

8

Формирование здорового образа жизни.

апрель

Скриганова В.В.

9

Физическое совершенство, готовность старшеклассников к труду, военной службе.

май

Шелкова Н.П.

 

Разделы сайта