ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
ЭКЗАМЕНУЕМОГО УЧЕНИКА
Экзаменуемый ученик должен:
1. Явиться в школу за 20 минут до начала экзамена.
2. Приготовить письменные принадлежности и разрешенные материалы для сдачи экзамена по данному предмету.
3. Подготовить ответ на вопросы билета за 30 минут. ( устный экзамен).
Экзаменуемый ученик имеет право:
1. На объективную оценку своих учебных достижений по предмету экзамена в соответствии с требованиями.
2. Использовать разрешенные материалы для сдачи экзамена по данному предмету.
3. Взять второй билет на устном экзамене.
4. На своевременную информацию о результатах экзамена.
Семь вещей, которые надо взять на экзамен:
1. Документы (только ЦТ). Это то, чему нужно уделить самое серьёзное внимание. Без паспорта и пропуска тебя просто не пустят. Нужно узнать требования и подготовь всё заранее, иначе рискуешь в последний момент бегать по квартире в поисках важной бумажки, которая вдруг пропала.
2. Ручка. Выбери ручку правильно. Она должна быть надежной и удобной. В ней должно быть достаточно пасты. Выбери ту ручку, которой тебе удобно писать: кто-то предпочитает узкие, кто-то широкие. Это же касается и толщины линии. Конечно, не стоит брать сильно мажущую ручку, но если ты любишь линию пожирнее, выбирай такую. Чем меньше ты будешь отвлекаться на такие мелочи, как «ручка плохо пишет, приходится сильно нажимать», тем легче твоему мозгу будет сконцентрироваться на экзамене. Но не забудь о требованиях к экзамену, если сказано что ручка должна быть с черной пастой, значит твои зелёные чернила не подойдут. Для некоторых дисциплин нужны будут и другие принадлежности - линейка, транспортир, калькулятор.
3. Книги, учебные материалы. Как ты понимаешь, на сам экзамен их брать нельзя. Зачем тогда вообще их тащить? Очевидно - чтобы повторять перед экзаменом. Да и тяжесть любимых учебников в сумке успокаивает душу. Если хочешь, бери учебники, но помни: перед экзаменом по литературе ты не успеешь прочитать «Войну и мир», незачем их тащить и сгибаться под их тяжестью. Бери небольшие книги, конспективного характера, которые помогут тебе вспомнить самое основное. Еще лучше взять свои учебные конспекты и записи.
4. Вода. Воду желательно взять, особенно если в день экзамена на улице стоит жара. Жажда сильно мешает сосредоточиться, а у некоторых ещё и от страха в горле пересыхает. Создай себе максимально комфортные условия!
5. Перекус. Что касается еды – перед экзаменом не увлекайся ею! Съеденная в столовой булочка или, что ещё хуже, сытный обед, значительно ухудшают работу мозга. Основной кровоток пойдет в желудок, оставив мозг на голодном пайке. Но громкое урчание в животе тебе тоже ни к чему. Лучше возьми с собой перекус – продукты, которые утолят голод и при этом будут способствовать лучшей работе мозга. Это семечки, орехи, горький шоколад, сухофрукты. Кстати, процесс жевания успокаивает нервы: нельзя одновременно есть и бояться.
6. Твой личный талисман. Если у тебя есть что-то, что приносит тебе удачу на экзаменах или в других делах, бери! Это не магия, а закон жизни: «успешная вещь» настраивает тебя на успех.
7. Медицинские препараты, которые ты принимаешь постоянно. На экзамене могут обострятся хронические заболевания, так что здесь обязательно нужно помнить советы твоего лечащего врача. Если ты сильно волнуешься, ты можешь взять что-то для успокоения. Но помни: выбирай что-то уже проверенное, эксперименты на ЦТ могут дорого стоить. Если ты никогда не пользовался такими средствами, то без совета врача лучше ничего не использовать. Кстати, многие успокаивающие типа валерьянки затормаживают работу мозга, и соображать ты будешь хуже. Энергетики, чтобы взбодриться, пить не стоит: они стимулируют, но при этом заметно снижают концентрацию внимания.
Чего не стоит брать:
Во-первых, не тащи с собой всю библиотеку по данному предмету. Все равно не поможет, а вот тяжесть чужих знаний на своих плечах ты почувствуешь, нужна ли тебе боль в спине на экзамене? Во-вторых, не бери с собой лишних ценностей. Скорее всего, экзаменаторы попросят тебя оставить все вещи, кроме ручки и листка бумаги, на отдельном столе. А трястись во время экзамена за их сохранность незачем. Если ты знаешь, что переживать по этому поводу не станешь, можешь смело тащить с собой деньги, айфоны, фотоаппараты и пр.
Брать ли с собой шпаргалки?
Шпаргалка – это всегда риск. Если тебя застукают, могут выгнать с экзамена. Стоит ли рисковать, решать тебе. Мы рекомендуем тебе хорошо подготовиться, а не надеяться на шпаргалки. Но, кстати, заблаговременная подготовка шпаргалок очень хороша: делая краткие выжимки из материала, ты лучше его запоминаешь. Поэтому самостоятельно делать шпоры хорошо, а вот пользоваться ими лучше до экзамена, а не на самом ЦТ.
Психологическая подготовка к экзаменам
(рекомендации для родителей)
Слово «экзамен» в буквальном переводе с латыни - «испытание». Дети в большинстве своем так и относятся к нему - как к очень серьезному жизненному испытанию: с повышенным чувством ответственности. Но даже если ваш ребенок всегда был самостоятельным в вопросах учебы, контролировать его подготовку к экзаменам все равно придется.
♦ Всегда будьте готовы предложить свою помощь. Посвящайте вашему ребенку как можно больше времени. Даже если вы, например, далеки от проблем химии или физики, все же наберитесь терпения и выслушайте до конца рассказ о кислороде или биноме Ньютона. С одной стороны, это будет своеобразной репетицией перед экзаменом, а с другой, что не менее важно, - ребенок почувствует, что его экзамены так же важны для вас, как и для него.
♦ Вступая в эпоху экзаменов, ребенок должен знать, что родители останутся его друзьями, каков бы ни был результат (на «отлично» он сдаст или провалится). Если же его оценка действительно окажется плохой, не делайте из этого трагедии. Никакой экзамен не может и не должен «дисквалифицировать» ребенка в ваших глазах. В такой момент ему более всего нужны ваши любовь и понимание. Если вы сейчас отвернетесь от него, можете потерять доверие ребенка бесповоротно.
♦ Не попрекайте ребенка деньгами, заплаченными репетитору. Это может вызвать чувство вины, а значит, и еще один стресс.
♦ Не обещайте за хорошо сданные экзамены золотые горы. Мало того, что ребенок будет думать во время подготовки больше о награде, чем об экзамене и его результатах, так еще и на самом экзамене ребенок не сможет сконцентрироваться.
♦ О стрессе в случае неудачи можно и не говорить. Перед экзаменами не мешает заглянуть в поликлинику, тем более, если у вашего ребенка есть хроническое заболевание. В стрессовой ситуации оно может обостриться и привести к серьезным последствиям. Учтите советы врача. Может быть, накануне экзаменов потребуется пройти профилактическое лечение. Не отказывайтесь, если врач, учитывая состояние ребенка, посоветует вам освободить его от экзаменов. Кстати, в любой поликлинике и у директора школы есть инструкция со списком заболеваний, при которых врач просто обязан освободить вашего ребенка от экзаменов, тем более что... аттестат ему должны выдать в любом случае, а на медаль он не претендует.
♦ Помните, здоровье вашего ребенка важнее, чем оценка. Наверное, в доме в эту пору должно быть тише и спокойнее, чем обычно. Избегайте конфликтов и снимайте напряжение. Научите детей верить, что им обязательно повезет. И не только на экзамене!
СОВЕТЫ ВЫПУСКНИКАМ
1. Способствовать успешной подготовке к экзаменам будет правильно организованный режим дня. Планируя свой рабочий день, необходимо учитывать особенности своего организма, например, кто вы — «сова» или «жаворонок» и в зависимости от этого максимально загрузить наиболее продуктивное время учебой. Лучшее время для занятий – с 9.00 до 13.00 и с 16.30 до 19.30 Каждый день находите возможность 1-1,5 часа бывать на свежем воздухе, выделите время для физических упражнений. После 2–3 часов работы обязательно надо делать перерыв на 30–40 минут (займитесь спортом, погуляйте на свежем воздухе.) Известно, что чередование умственной и физической нагрузки – это профилактика усталости. Прекращайте физические упражнения за 3 часа до сна. Очень важен и полноценный сон. Он должен быть не менее 8 часов. Можно также позволить себе поспать и днем, час–полтора - не более.
2. Правильное питание - одно из условий успешной подготовки к экзаменам. Оно должно быть разнообразным, богатым витаминами и калорийным.
Включите в ваше меню антистрессовые продукты:
♦ зерновые культуры: содержат сложные углеводы, повышающие содержание серотонина, а следовательно, настроение;
♦ рыба, куриное и другое нежирное мясо: содержат белки, стимулирующие умственную деятельность;
♦ овощи, фрукты: содержат витамины, необходимые в борьбе со стрессом;
♦ молоко, орехи и др.: содержат калий, способствующий расслаблению мышц;
♦ сладости, содержащие простые углеводы, дают кратковременный эффект улучшения, однако можно перекусить с целью поднять себе настроение, употребив: фрукты, орехи, овсяную кашу, салат из фруктов или овощей, йогурт, кусочек шоколада.
Однако непосредственно перед экзаменом еда должна быть легкой.
3. Обратите внимание на организацию своего рабочего места.
Распределите на рабочем столе все необходимые принадлежности в удобном для вас порядке, уберите лишнее. Разместите на столе и стенах предметы и картинки в желтой или фиолетовой тональности, поскольку эти цвета повышают интеллектуальную активность.
4. Составьте план занятий, определите для себя конкретную задачу на каждый день, т. е., что именно сегодня надо изучить. Читая учебник, выделяйте главные мысли. Научитесь составлять краткий план, схему ответа отдельно на каждый вопрос и желательно на бумаге. Повторяйте материал по вопросам.
5. При изучении и повторении материала помните правило «стирания следов». Запоминание материала – это оставление «следов» в памяти. При изучении похожего материала «следы» накладываются и стираются. Чередуйте гуманитарные и точные науки. Изученный материал необходимо повторить через 20 минут. Если это сделать, то запоминается 70% информации, в противном случае – только 30%. Используйте как можно больше каналов восприятия информации: проговаривайте вслух, рисуйте схемы, пиктограммы, помечайте опорные слова.
Методика повторения:
Повторение – это воспроизведение прочитанного своими словами. Время, которое отводится для подготовки к экзаменам, не все
школьники используют эффективно. Предлагаемый режим повторения проверен многократно и даёт хорошие результаты. Однако необходимо учитывать два обстоятельства:
1) имеется в виду повторение уже изученного и усвоенного ранее материала;
2) процесс повторения необходимо производить строго в соответствии со следующими рекомендациями:
♦ первое повторение – сразу по окончании чтения;
♦ второе повторение – через 20 минут после предыдущего;
♦ третье повторение – через 8 часов.
♦ четвёртое повторение – через сутки (лучше перед сном).
6. Начинай с самой трудной темы, раздела, предмета.
7. Выполняй как можно больше различных тестов по данному
предмету. Эти тренировки познакомят тебя с конструкциями тестовых заданий.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
1. Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребёнок получит на экзамене, и не критикуйте ребёнка после экзамена. Внушайте ребёнку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.
2. Не повышайте тревожность ребёнка накануне экзаменов – это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребёнку всегда передаётся волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент не могут справиться со своими эмоциями, то ребёнок в силу возрастных особенностей может эмоционально «сорваться».
3. Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.
4. Повышайте их уверенность.
5. Наблюдайте за самочувствием ребёнка, никто кроме вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояния ребёнка, связанное с переутомлением.
6. Контролируйте режим подготовки ребёнка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.
7. Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, что бы никто из домашних не мешал.
КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К СДАЧЕ ЭКЗАМЕНОВ
1. Сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п.
2. Составь план занятий. Для начала определи: кто ты - "сова" или "жаворонок", и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: "немного позанимаюсь", а какие именно разделы и темы.
3. Начни с самого трудного, с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно "раскачаться", можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен. Возможно, постепенно войдешь в рабочий ритм, и дело пойдет.
4. Чередуй занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут - перерыв. Можно в это время помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ.
5. Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала.
6. Выполняй как можно больше различных опубликованных тестов по этому предмету. Эти тренировки ознакомят тебя с конструкциями тестовых заданий.
7. Тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов (на заданиях в части А в среднем уходит по 2 минуты на задание).
8. Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься с заданием, а напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа.
9. Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА К ЭКЗАМЕНАМ
Рекомендации для педагогов
1. Создание стабильной эмоциональной обстановки в классе 1.1. Класс должен быть чистым, ухоженным, желательно с комнатными растениями. Наличие зелени помогает человеческому глазу отдохнуть и расслабиться. Кроме того, зеленый цвет благотворно, успокаивающе влияет на психику человека.
1.2. Школьные столы должны соответствовать возрасту обучающихся, удобно располагаться и хорошо освещаться.
1.3. Температура воздуха в классе должна быть умеренной, но если в помещении недостаточно тепло, детей следует предупредить об этом и предложить им одеться теплее, т. к. экзамены могут длиться более 3-х часов.
1.4. Хорошо, если в классе будет висеть эстамп или картина в желто-фиолетовых тонах – такое цветовое "пятно" благотворно повлияет на творческую активность школьников.
2. Формирование позитивного психологического настроя во время экзамена 2.1. Начало любого контакта – это, прежде всего, улыбка, доброжелательные интонации в голосе, внимание к каждому присутствующему.
2.2. Одежда учителя-организатора экзамена не должна быть вызывающей (яркой, экстравагантной), чтобы не отвлекать обучающихся.
2.3. Словесные установки учителя должны повышать уверенность учеников в себе – чем больше ребенок боится неудачи, тем больше вероятность того, что он сделает ошибку.
2.4. Необходимо подбадривать обучающихся доброжелательным взглядом, прикосновением, краткой похвалой.
2.5. Наблюдайте за самочувствием ребенка, постарайтесь вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояния ребенка, связанное с переутомлением.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ РЕЦЕПТЫ
УСПЕШНОЙ ТАКТИКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ТЕСТИРОВАНИЯ
Сосредоточься! После выполнения предварительной части тестирования (заполнения бланков), когда ты прояснил все непонятные для себя моменты, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста. Торопись не спеша! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.
Начни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.
Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать очков только потому, что ты не дошел до "своих" заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.
Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания "по первым словам" и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.
Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном (уже, допустим, решенном тобой), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот совет дает тебе и другой бесценный психологический эффект - забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое новое задание - это шанс набрать очки.
Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном-двух вариантах, а не на всех пяти-семи (что гораздо труднее).
Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким заданиям ("первый круг"). Тогда ты успеешь набрать максимум очков на тех заданиях, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить ("второй круг").
Проверь! Оставь время для проверки своей работы, хотя бы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.
Угадывай! Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь предпочесть какой-то ответ другим, то интуиции следует доверять! При этом выбирай такой вариант, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность.
Не огорчайся! Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это нереально. Учитывай, что тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности, и количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.
ПАМЯТКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
КАК ПОДГОТОВИТЬ СЕБЯ К ЭКЗАМЕНАМ
Некоторые закономерности запоминания
1. Трудность запоминания растет непропорционально объему. Большой отрывок учить полезнее, чем короткое изречение.
2. При одинаковой работе количество запоминаемого тем больше, чем выше степень понимания.
3. Распределенное заучивание лучше концентрированного. Лучше учить с перерывами, чем подряд, лучше понемногу, чем сразу.
4. Чем большую часть времени тратим на повторение по памяти, а не простое многократное чтение, тем эффективнее.
5. Из двух материалов, большего и меньшего, разумно начинать с большего.
6. Во сне человек не запоминает, но и не забывает.
Условия поддержки работоспособности
1. Чередование умственного и физического труда.
2. Предпочтение следует отдавать гимнастическим упражнениям (кувырок, свеча, стойка на голове), т.к. усиливается приток крови к клеткам мозга.
3. Беречь глаза, делать перерыв каждые 20—30 минут (взгляд вдаль, оторвать глаза от книги).
4. Минимум телевизионных передач!
Приемы психологической защиты
1. Переключение. Начинайте думать о чем-нибудь для вас актуальном, полезном, приятном. Через некоторое время неприятное переживание ослабнет.
2. Сравнение. Сравните свое состояние с состоянием и положением других людей и вы найдете, что у многих оно тяжелее, чем у вас. Это ослабит ваше переживание.
3. Накопление радости. Вспоминайте события, вызвавшие у вас даже маленькую радость.
4. Мобилизация юмора. Смех — противодействие стрессу.
5. Интеллектуальная переработка. «Нет худа без добра».
6. Разрядка (физическая работа, игра, любимые занятия).
7. Быстрое общее мышечное расслабление (релаксация).